Текущий раздел: Статьи | Дневники путешествий

Фаду Португалии или 1001 португальская сказка. Изысканное мануэлино.

 

Монастырь иеронимитов в квартале Белен прекрасный бриллиант на карте Лиссабона. Именно его я сначала увидела, первый раз въезжая в Лиссабон. Он величественно стоит на берегу Тежу, поражая богатством архитектуры и масштабом.

Чудом уцелевший после землетрясения 1755 года, он дошел до настоящего времени в первозданном виде, знакомя нас с удивительным португальским национальным архитектурным стилем мануэлино, появившемся на рубеже XV—XVI в.в.

Именно в эти века Португалия заявила о себе как крупнейшая морская держава.  Морская тематика наряду с элементами готики и мавританского стиля положили основу мануэлино. Название стиля произошло от правящего в то время короля Португалии Мануэла I Счастливого.

Стиль  мануэлино – это, несомненно, одна из самых выдающихся достопримечательностей Португалии. Мануэлино – национальная особенность и гордость страны.  В мануэлино собраны воедино казалось бы не сочетаемые элементы позднеготической символики, ренессанса, морской жанр – канаты, якоря, веревки, причудливая цветочная экзотика.

Уникальность стиля подчеркивается мастерством исполнения. Филигранная работа оставляет впечатление увековеченных в камне воздушных ажурных узоров. Португальские мастера считались лучшими резчиками по камню. Написала слово «резчики» и поняла, что к такой ювелирной работе нельзя применить этот термин. Готические португальские храмы – это феерический гимн камня.

 

Бесподобный, нигде не встречаемый, стиль мануэлино действительно уникален и самобытен.  За связь с морской тематикой его еще называют «канатным» стилем. Выполненный в изящной манере мануэлино,  монастырь иеронимитов выглядит немного воздушным. Его ажурные кремово-белые стены оставляют впечатление легкости и невесомости.


Именно отсюда уходил в свое первое триумфальное плавание в 1497 году Васко да Гамма. Монастырь был заложен в честь открытия им первого морского пути в Индию, откуда удачливый мореплаватель вернулся  в 1499 году. По всей стране торжественно отмечалось победное возвращение Васко да Гамма. С тех пор от стен монастыря ежегодно уходили крупные флотилии, возвращавшиеся на родину с полными трюмами специй.

И именно здесь окончил свой путь этот легендарный первооткрыватель. Он захоронен в западной части храма рядом с могилой еще одного выдающегося португальца – поэта Луиса де Камоэнса:

«Любовь — огонь, пылающий без дыма, кровавая, хотя без крови, рана...»

(Amor е fogo que arde sem se ver/e um contentamento descontente...).

Луис де Камоэнс.

Историческую ценность монастыря признали еще в 1907 году, когда он официально был объявлен памятником национальной архитектуры. Позднее он вошел в список наследия ЮНЕСКО. Из маленькой Португалии в список ЮНЕСКО вошли 13 объектов – города, долины рек, монастыри и даже леса.

Еще один монастырь в то, свое первое посещение Португалии, я увидела неожиданно. Мы ехали по небольшой проселочной дороге из Лиссабона в Баталью. И вдруг после поворота перед нами возник ошеломляющего вида готический доминиканский монастырь - Санта-Мария да Витория (Santa Maria da Vitória na Batalha). Фантастически красивый, созданный в том же готическом стиле мануэлино, он производил впечатления замка из сказки. В 1385 году в честь обретения независимости от Испании в битве при Алжубарроте по обету короля Жуана I начинается строительство монастыря. И строится он очень долго, несколько веков.


Приводит в восхищение зал Капитула и внутренние дворики монастыря. Спроектированный в XIV веке, зал Капитула признается шедевром готической архитектуры.

Бесподобен по своему исполнению и Королевский клуатр:

Источник Королевского клуатра:


Витражи в монастыре датируются 1514 годом:


В Капелле Основателя захоронены в ажурных гробах тела короля Жуана I (João I de Portugal) и его жены Филиппе Ланкаширской, здесь же захоронены и их дети, включая и их знаменитого сына – Генриха Мореплавателя (Dom Henrique о Navegador):

Кстати, именно союз Жуана I Великого и Филиппе Ланкширской положил начало многовековой дружбе между Португалией и Англией. Но об этом позже, в теме Порту.

А возвращаясь к Баталье, хочется остановиться на недостроенных розовых капеллах. Они  больше всего поразили меня своей красотой и филигранностью исполнения. К сожалению, они не были закончены – к моменту завершения строительства по приказу короля все рабочие были перевезены в Лиссабон, на строительство монастыря иеронимитов. Но даже в незаконченном виде, капеллы взрывают воображение своими ажурными, кружевными узорами. И начинаешь сомневаться в их земной принадлежности:

Портик храма незавершенных капелл:

   

 

 

Говоря о стиле мануэлино нельзя не рассказать и еще об одном памятнике архитектуры, наряду с монастырями иеронимитов в Лиссабоне и  Санта-Мария да Витория в Баталье, так же внесенного в список наследия ЮНЕСКО, монастыре ордена Христа (порт. Convento de Cristo) в Томаре.


Величественный памятник архитектуры, колыбель тамплиеров. Именно здесь зарождался этот могущественный орден на территории Португалии.

 

Построенный в 1160 году как защитная крепость, замок представлял надежное убежище для ордена. Интересным является тот факт, что во время гонений на орден, когда он был повсеместно разгромлен, в Португалии правители поступили достаточно мудро – оставив и денежные вложения, и могущество ордена – переименовали его в Орден Христа. Поэтому, Португалия оказалась единственным местом, где тамплиеры не были уничтожены.

"Томар - так назывался замок, в котором португальские тамплиеры укрывались после того, как благорасположение короля и заступничество папы спасло их от процесса и костра, и где обитали под именем Христовых Кавалеров. Я не мог пропустить тамплиерский замок... 

Если можно вообразить самый растамплиерский из замков - таков Томар. Поднимаешься туда по военной дороге с укреплениями, огибающей наружные бастионы, все бойницы там в форме креста, и с первой минуты вы в атмосфере крестового похода. Рыцари Креста множество столетий жили там припеваючи; предание рассказывает, что Генрих Мореплаватель и Христофор Колумб происходили из их среды, и действительно они посвятили жизнь завоеванию морей - дав основу величию Португалии. Долгое и счастливое пребывание, выпавшее на их долю, позволило им перестраивать и расширять замок, благодаря чему к средневековому корпусу добавились пристройка времен Возрождения и барочное крыло. Я растрогался, увидев замковую церковь с ее восьмиугольною ротондой, повторяющей архитектуру Гроба Господня."

Умберто Эко. "Маятник Фуко"

Шедевром заслуженно считается западное окно монастыря. В узоре декора окна переплелись и коралловые рифы, и узлы с канатами, и мореходные инструменты, а также элементы кораблей, паруса, якорные цепи. Корни пробкового дуба – еще одной достопримечательности Португалии – обвивают мачты корабля, поддерживая на своих ветвях бюст капитана.

Интересен тот факт, что в свое время Англия гарантировала Португалии списание всего государственного долга перед собой только за одно это окно. И по сей день оно считается самым красивым в мире. Окно дошло до нас в первозданном виде. Созданное в 1510 году, оно принципиально не чистится, чтобы сохранить историческую принадлежность к XVI веку.

А так Умберто Эко описывает верхнее, маленькое круглое окно:

"Потом гид повел  нас  смотреть окошечко в стиле мануэлино, так называемое "жанела": ненамного больше простой отдушины, его проем был облеплен со всех сторон морскими и подводными сувенирами, водорослями, ракушками, якорями, брамселями и швартовами - в прославление достижений здешних рыцарей на поприще океаноплавания. По сторонам окна, на чем-то вроде декоративной ленты, опоясывающей приоконные пилоны, я увидел высеченные знаки Подвязки.
Как может быть символ английского ордена в португальской военной крепости?
Гид не знал что отвечать, но через некоторое время, проводя
 нас  по противоположному крылу, кажется, северо-восточному, обнаружил и показал  нам  знаки Золотого руна. Я не мог не подумать о тончайшей игре соответствий, объединяющих Подвязку с руном, руно с аргонавтами, аргонавтов с Граалем, Грааль с тамплиерами."

Умберто Эко. "Маятник Фуко"

____________________________________________________________________________________________

Фаду Португалии или 1001 португальская сказка:

Азулежу и мозаичные мостовые.

Лижбоа или Благословенная бухта. 

Изысканное мануэлино. 

Обидуш – город новобрачных и королев.

 



Оставить отзыв

Всего отзывов: 4 | Смотреть все отзывыСмотреть все отзывы
Имя
Сообщение
 



Код потверждения
Введите код потверждения:

Если Вы не видите картинку с кодом, проверьте, включен ли в Вашем браузере показ картинок. Если Вы сомневаетесь в том, что за символы изображены на картинке, обновите страницу и попробуйте еще раз.
 

Наши блоги

Бегущая по волнам

Никакой ветер не бывает попутным, если ты не знаешь, куда плывёшь....

Родные Пенаты

"Там для меня горит очаг, как вечный знак забытых истин..."...

Peach

Для хорошего повара, гласит пословица, годится все, кроме луны и ее отражения в воде. Всеволод Овчинников...